Трагизм истории заключался в том, что римляне
воевали с греками руками греков. Спарта была сокрушена войсками ахейского союза
городов, возглавляемого Коринфом; с этого времени Ахейский союз остался
последним оплотом греков. С позволения Рима в Ахайе правила буржуазная
аристократия, но, как и в Спарте, простонародье постоянно волновалось и
требовало передела земли. Перенаселение охватило всю Грецию, и, как предвидел
Аристотель, оно должно было привести к революции и тирании. Эта последняя
революция – эпилог греческой истории – началась в 147 году одновременно с
восстанием против Рима. Вождь восставших Диэй объявил об отмене долгов и
освобождении многих тысяч рабов – но это было восстание обреченных. В 146 году
Коринф был взят римскими легионами, население истреблено или продано в рабство.
Историк Полибий писал, что отдыхая от резни, римские солдаты играли в кости на
картинах знаменитых греческих художников. Город был разрушен и место, где он
стоял, было посвящено богам; была разрушена половина городов Греции, и судьбой
уцелевших ахейцев стал рабский труд на итальянских плантациях.
Опустевшая Греция превратилась в римскую провинцию, и ее история слилась с
историей Рима; на месте Коринфа впоследствии была основана римская колония и
снова вырос большой торговый город – но это был город римлян, а не греков.
Так, в пламени революций и войн, закончилась история Древней Греции. Она началась
ахейским завоеванием, прошла долгий путь перенимания восточной культуры и
сложения новой цивилизации. Потом, с повышением демографического давления,
началась колонизация Средиземноморья и возникли первые тирании. Морская
торговля отсрочила Сжатие и вызвала расцвет буржуазного общества, рост городов,
процветание искусств и рождение науки. Однако этот расцвет оказался невечен – в
конце концов, снова наступило перенаселение и снова настало время революций.
Эта новая волна революций закончилась катастрофой: буржуазная аристократия
призвала в страну сначала македонян, а потом римлян; римские варвары огнем и
мечом прошли по Греции, оставив после себя пустыню. Потом, столетием позже, они
унаследовали греческую культуру и создали новую цивилизацию – так же, как
некогда греки позаимствовали культуру Востока. Так было всегда: варвары
покоряли древнюю цивилизацию и одновременно приобщались к цивилизации, расширяя
область древней культуры. Старинные культурные государства не отличались
воинственностью; их население было приучено заниматься мирным земледельческим
трудом и не могло сопротивляться привыкшим к войне варварам – к тому же, воюя
друг с другом, варвары постоянно изобретали новое оружие. Персы завоевали
Ближний Восток, освоив искусство конных лучников, их сменили македоняне,
создавшие знаменитую фалангу, а потом – римляне с их легионами. Завоевав страны
древней культуры, персы, македоняне и римляне приобщились к цивилизации, но
вместе с тем принесли на Восток свои обычаи и создали новые государства – новый
мир, в котором слились традиции разных народов, корни прошлого и ростки
будущего. Греки, пришедшие на Восток вместе с Александром Македонским,
преобразили мир древних империй; рядом с пирамидами и зиккуратами выросли
колонны греческих храмов, рядом с одряхлевшим Вавилоном родилась новая столица
Востока, Селевкия. Далеко в Средней Азии, на границе обетованного мира,
появились греческие города, где дети занимались в гимнасиях и изучали Гомера.
Это был новый мир и этому новому, эллинистическому миру посвящена следующая
глава нашей истории.
Скандинавские страны во второй половине XV в.
Исход борьбы за и
против Кальмарской унии в Швеции и Норвегии был не одинаков. Норвежское
бюргерство оставалось слабым и оттесненным от предпринимательской деятельности
купцами Любека и Ростока. С ...
Теория германо-романского синтеза
Наиболее глубокое
для того времени истолкование теории германо-романского синтеза дали
французские буржуазно-либеральные историки О. Тьерри и Ф. Гизо.
Признавая факт
германского завоевания и его пл ...
Основные классы феодального общества
В большинстве стран
Западной Европы и в Византии в XI в. общество уже распадалось на два
антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально-зависимых
крестьян. В наиболее тя ...