Белоснежный храм, который возвышался над землей и
морем, назывался Парфеноном; это был храм богини Афины, покровительницы великого
города.
Огромная статуя Афины стояла рядом с храмом, и её сверкающий на солнце
позолоченный шлем служил маяком для подходящих к городу кораблей. От Парфенона
начиналась широкая мраморная лестница, окруженная портиками и храмами; лестница
спускалась в город к рыночной площади, «агоре». Днем здесь шумела толпа
покупателей и продавцов, а к вечеру прилавки убирали, и народ собирался сюда
обсуждать дела и узнавать новости. Раз в десять дней здесь происходило народное
собрание; ораторы в длинных рубахах-хитонах с переброшенными через плечо
плащами выступали с возвышения, стараясь произвести впечатление громовым
голосом и риторическими приёмами. В будние дни афиняне предпочитали проводить
свободное время в гимнасии – своеобразном спортивном комплексе с залами,
навесами-портиками и открытыми площадками для состязаний в борьбе, беге,
метании копья. Мужчины всех возрастов тренировались обнаженными, предварительно
натершись оливковым маслом; после тренировки можно было искупаться в бане и
послушать ораторов в комнатах для отдыха.
Мальчики, помимо обязательных занятий в гимнасии, посещали частные школы, где
учили игре на флейте, танцам, пению, счету и грамоте; неграмотного и физически
немощного в Афинах одинаково называли «калекой».
В праздники афиняне собирались в театре: на склоне холма были вырублены
уступы-скамьи, а внизу располагалась сцена. Театр был изобретением греков, это
слово означало "место для зрелищ", а сцена ("скене") была
шатром, на котором висели декорации и перед которым выступали актеры. История театра
началась с празднеств в честь бога вина Диониса; на этих празднествах
разыгрывали маленькие сценки из мифа об убийстве и воскрешении Диониса,
"трагедии". Тиран Писистрат, заботясь о развлечениях народа,
обустроил место для представлений и давал деньги для постановок. Сначала на
сцене играл лишь один актер, которому помогал хор; потом актеров стало двое и
трое.
Поэты стали писать пьесы для театра; любимым народным зрелищем была трагедия
Эсхила о Прометее: по легенде, титан Прометей похитил у богов огонь и отдал его
людям, за что был прикован Зевсом к скале и терпел тяжкие муки. Простой народ
беспрестанно требовал хлеба и зрелищ; при Перикле гражданам стали выдаваться
"театральные деньги", а празднества в честь Диониса превратились в
трехдневную череду театральных представлений, когда авторы соревновались друг с
другом в мастерстве и победителя венчали лавровым венком.
Самые большие празднества в Греции проводились не в Афинах, а в Олимпии, городе
недалеко от западного побережья. Эти празднества были посвящены Зевсу: в
Олимпии располагалось общеэллинское святилище Зевса с прекрасным храмом, внутри
которого возвышалась огромная статуя сидящего на троне бога.
В дни "олимпиад" – так назывались эти празднества – на несколько дней
прекращались все войны, и в Олимпию прибывали десятки тысяч гостей из всех
городов Греции. Во время праздника проводились состязания в беге, борьбе,
метании копья и диска, кулачном бое; по огромной арене под рев многотысячной
толпы неслись десятки колесниц; звание победителя олимпиады было высшей
почестью для грека; победителям устанавливали прижизненные памятники. Другим
общегреческим праздником, столь же популярным, как олимпиады, был праздник
Аполлона в Дельфах. На большой поляне у подножия горы Парнас здесь состязались
певцы и музыканты: Аполлон был покровителем муз. В Дельфах находился знаменитый
храм Аполлона; он был построен над пещерой, из которой исходили пьянящие
испарения. Под воздействием паров жрица-"пифия" прорицала будущее, и
в важных делах греки обращались за советом к дельфийскому оракулу.
Шумные праздники уступали место будням и сутолока площадей – тишине улиц и
переулков. В будний день здесь было пустынно, вдоль улиц тянулись глинобитные
стены домов, кое-где прорезанные калитками, – картина, напоминающая города
Востока. Так же, как на Востоке, в центре усадьбы располагался внутренний
дворик, откуда можно было пройти в парадные помещения. В богатых домах дворик
обрамлялся колоннадой, а в парадной зале стены закрывали ковры и портьеры, пол
украшался мозаикой. Во время пиршеств знать возлежала на бронзовых ложах, но
столовых приборов ещё не знали – ели по-прежнему руками.
Гостей развлекали музыканты – но и сами гости нередко брали в руки лиру,
декламировали стихи и упражнялись в ораторском искусстве. Всё это были чисто мужские
развлечения, греческие женщины так же, как и женщины Востока, вели
затворническую жизнь на женской половине дома, только в исключительных случаях
показываясь на улице. Лишь в V веке в Афинах появились "гетеры",
утонченные куртизанки, принимавшие участие в пиршествах, умевшие играть на
флейте и поддерживать застольную беседу. Одной из первых гетер была знаменитая
подруга Перикла, красавица Аспасия; она основала салон, который посещали видные
политики, поэты, философы. Здесь собирался весь цвет Греции: скульптор Фидий,
создавший статуи Афины и Зевса Олимпийского, поэт Еврипид, написавший трагедии,
до сих пор идущие на театральных подмостках, врач Гиппократ, положивший начало
анатомии. Светские беседы часто касались философии и риторики: умение говорить и
убеждать было едва ли не главным для афинян – ведь почти всем приходилось
выступать в народном собрании или в суде.
Сутяжничество было характерной чертой буржуазного общества; столкновения
частных интересов приводили к бесконечным судебным процессам, на которых истцы
и ответчики изощрялись в ораторском искусстве. Этому искусству за солидную
плату учили мудрецы-"софисты", признанным главой которых был
Протагор, еще один завсегдатай салона Аспасии. Протагор говорил, что человек
есть "мера всех вещей" и что истина есть то, что кажется большинству;
с ним спорил великий философ Сократ, в шутку называвший Аспасию своей
"несравненной учительницей" и утверждавший, "что я знаю только
то, что ничего не знаю".
Сократ ставил под сомнение привычные истины и верования, а его частый
собеседник Анаксагор прямо утверждал, что никаких богов не существует.
В этих беседах и спорах рождалась философия – первая наука, "любовь к
мудрости". Философы пытались по-своему, не ссылаясь на богов, объяснить
мир.
Анаксагор говорил, что тела состоят из мельчайших частичек; его последователь
Демокрит назвал эти частички атомами и с помощью бесконечно малых величин
вычислил объем конуса. Философы путешествовали по Востоку, стараясь приобщиться
к вавилонской и египетской мудрости, проникнуть в тайны храмов. Первым, кто
описал обычаи и историю известного грекам мира, был "отец греческой
истории" Геродот. В Египте долго жил Пифагор, привёзший в Грецию магию
чисел и основы математических знаний. Пифагор основал тайное общество философов,
его последователи верили в переселение душ и утверждали, что земля – это шар;
они говорили, что во время лунных затмений на Луне видна округлая тень Земли.
Эта идея долгое время вызывала насмешки авторов комедий, но в IV столетии
астроном Евдокс Книдский привел убедительные аргументы в пользу этой гипотезы.
С этого времени стали определять местоположение путем нахождения широты и
долготы; впрочем, такие измерения долгое время оставались неточными.
Попытки философов отрицать могущество богов вызывали негодование у
приверженного к вере простонародья. Первых усомнившихся постигла печальная
судьба: Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда
был принужден испить чашу с ядом. Это произошло уже после смерти Перикла и
поражения афинян в большой войне, во время охвативших город смут. Преуспевание
Афин оказалось невечным и прошло, как проходит весна и лето, – затем наступает
осень, время тяжелых раздумий о том, что было и что стало.
"Все течет, все меняется, – говорил философ Гераклит. – В одну и ту же
реку нельзя войти дважды".
Образование англосаксонских королевств в Британии
В начале V в.
римское правительство, напрягавшее все силы для обороны Италии от варваров,
вынуждено было отозвать свои легионы из Британии. После этого кельтские племена
пиктов и скоттов усилили св ...
США в 80-90-х годах
Рейганомика. Политика президента Рейгана. США в период президентства Дж. Буша.
Рейганомика. На выборах 1980 г. республиканцы одержали сокрушительную победу. Президентом был избран Рональд Рейган (19 ...
Завоевание Ирландии
Во второй половине
XII в. началось завоевание Ирландии. К этому времени там только зарождался
феодализм, еще силен был клановый строй и пережитки первобытнообщинных
отношений. Английские бароны, ис ...