Люди Медного Века уничтожали друг друга своими
собственными руками. Вскоре после того, как царь златообильных Микен Агамемнон
с победой вернулся из Трои, на Балканы ворвалась новая Волна из Великой Степи.
Уходя от Волны, северные греческие племена, дорийцы, лавиной двинулись на юг
полуострова. Микенские цари согнали тысячи крестьян и воздвигли огромную стену
на перешейке севернее Микен – но напрасно. Дикие варвары прорвались на юг;
города, храмы, деревни – всё обратилось в пепел. Охваченные ужасом ахейцы
уходили на кораблях в море, бежали на западные берега Малой Азии; волна перемешавшихся
между собой народов прокатилась по средиземноморскому побережью вплоть до
границ Египта.
Два или три столетия после нашествия страна лежала в развалинах, пашни заросли
кустарником, в руинах древних городов обитали волки. Завоеватели поработили
часть местных жителей и заставили их обрабатывать поля для новых господ; они
укрепились в окруженных частоколом поселках, откуда совершали набеги на ещё
оставшиеся непокорёнными ахейские деревни. Это было время торжества варваров,
храмы были разрушены, письменность забыта; дорийцы не умели возводить каменных
зданий и жили в грубых избах из неотесанных брёвен. Одним из дорийских
поселений была знаменитая Спарта – город, который долгое время хранил обычаи
завоевателей и следовал им в то время, когда в других местах они стали смутной
легендой. Законы Спарты было запрещено записывать на папирусе или коже, они
передавались из уст в уста как "ретры Ликурга" – изречения
легендарного законодателя, обновившего древние традиции.
Ликург говорил, что дело спартанцев – это война и только война: граждане Спарты
постоянно носили оружие и спали, положив рядом копье. В своем городе, так же,
как в походе, они жили взводами-эномотиями, вместе ели чечевичную похлебку и
вместе занимались воинскими упражнениями на большой поляне, которую называли
"гимнасием". Спарта была "общиной равных", союзом братьев
по оружию наподобие степных родов и племен – и так же, как в степи, муж мог
одолжить "брату" свою жену, и любой мог при необходимости
воспользоваться чужой лошадью или оружием. Так же, как в Степи, дети
подвергались суровым экзаменам на здоровье и выносливость. Старики придирчиво
осматривали только что родившегося ребёнка, и, если он был слаб или уродлив, то
его бросали в пропасть у горы Таигет. В семь лет мальчиков отнимали у матерей и
объединяли в группы– "стада" во главе с воспитателем. С этого момента
ребята жили вместе, приучались есть скудную пищу, спать на подстилке из
тростника, ходить босыми и нагими – лишь 12-летним подросткам давали грубые
плащи. Жизнь мальчишеских "стад" проходила в физических упражнениях и
жестоких драках, постепенно превращавшихся в военные учения. Чтобы научить
юношей убивать, их отправляли в ночные "охоты за головами" – как
когда-то в Великой Степи, чтобы доказать свою доблесть, юноша должен был
принести голову илота. Илоты – буквально "плененные" – были потомками
порабощенного завоевателями местного населения; они жили в своих хуторах вокруг
Спарты, обрабатывая господские поля. Хотя илотам и запрещалось владеть оружием,
они могли постоять за себя, и подростку было нелегко справиться с взрослым
мужчиной.
Когда юноша достигал 20-летнего возраста, он становился воином и участвовал в
походах, но еще десять лет должен был жить в палатке своей эномотии.
Лишь в 30 лет, побывав во многих сражениях, он получал право жениться на
молоденькой 15-летней девушке – настолько юной, что в день свадьбы она
жертвовала богине свою любимую куклу. По обычаю, воин, должен был выкрасть свою
возлюбленную из родительского дома; после свадьбы он строил себе бревенчатый
дом и получал от государства земельный надел.
Землю воина обрабатывали илоты, обязанные обеспечивать его семью ячменным
хлебом и оливковым маслом. Спартанцы были приучены довольствоваться малым и не
знали, что такое роскошь, они не брали в руки серебра и золота, носили
одинаковые красные плащи из грубой ткани, почти не пили вина и за общим обедом
довольствовались похлебкой из чечевицы с бычьей кровью. Во время этих обедов,
"сесситий", старики рассказывали о героях былых дней и их славных
подвигах. Лишь немногие из воинов доживали до старости – и тем большее уважение
оказывалось седым патриархам. 28 самых почтенных старцев выбирались в совет
старейшин, герусию, которая вместе с народным собранием управляла городом в
мирное время. Во время войны власть принадлежала двум командующим-"царям",
доблестным воинам, которые вместе со всеми ели чёрную похлебку и, подавая
пример, сражались в первых рядах. На поле боя спартанцы строились
"фалангой", плотными рядами, сомкнув щиты и выставив копья. В этом
строю плечом к плечу стояли закаленные воины, с детства привыкшие сражаться,
привыкшие помогать друг другу и, стиснув зубы, терпеть боль; они были достойны
победы – и всё же спартанцы не одержали бы и малой доли своих побед, если бы
эти прекрасные солдаты не обладали столь же прекрасным оружием. Спартанский
воин был "человеком из бронзы", он был одет в панцирь, поножи и шлем
– в бронзовые доспехи общим весом в шестнадцать килограммов. По тем временам
такие доспехи стоили большие деньги – и лишь обладатели доспехов считались полноправными
гражданами Спарты.
Тяжеловооруженный воин, гоплит, был господином на поле боя; фаланга гоплитов
была подобна неприступной стене – выставленные вперед копья, сомкнутые щиты и
пышные султаны над блестящими шлемами: Так как потомки вы все несравненного в битвах
Геракла, Вражеских полчищ не бойтесь, не ведайте страха, Пусть же, широко
шагнув и ногами упершися в землю, Каждый, сжав зубы, на месте стоит неподвижно,
Бедра и голени, грудь свою вместе с плечами, Медным щитом, закреплённым в руке,
прикрывая, Правой рукой потрясая могучею пикой, Плотно сомкнувшись, грудь с
грудью, пусть каждый дерется с врагами.
Спарта располагалась на крайнем юге Балканского полуострова, в благодатной
долине Эврота. На зеленой равнине вокруг города были разбросаны хутора илотов, а
дальше, у подножия окружающих долину гор, располагались деревни пэриеков.
Пэриеки – «живущие вокруг» – были потомками ахейцев, они сохраняли свою свободу
и жили по своим законам, но платили Спарте дань и в случае нужды посылали своих
воинов на подмогу спартанцам. На севере, за горами, располагались другие
дорийские общины – Коринф, Аргос, Мегары; здесь тоже была своя знать, свои
пэриеки и илоты, но илотов было меньше, и часть дорийцев была вынуждена вместе
с простолюдинами работать в поле. За Коринфским перешейком лежала Аттика,
плоская равнина, посреди которой недалеко от моря возвышался обрывистый холм;
на его вершине в крепости-"акрополе" укрепилась еще одна община
завоевателей, называвшая себя эвпатридами, «потомками благородных отцов». У подножия
холма располагались рыночная площадь, «агора», и около сотни крытых черепицей
домов – этот маленький городок назывался Афины.
Жизнь Греции текла своим чередом, крестьяне пахали поля и прислуживали своим
господам, поселки постепенно разрастались в города, и, в конце концов, стала
ощущаться нехватка земли. Привыкшие сражаться за землю спартанцы двинулись на
запад, в Мессению, и в середине VIII века завоевали эту плодородную область.
Мессенцы были обращены в илотов, и Спарта была надолго обеспечена хлебом – но для
других общин наступило время голода. Крестьянские наделы дробились и не могли
прокормить земледельцев; простолюдины брали в долг у знати – к концу VII века
большая часть земель Аттики была заложена богачам-эвпатридам. Потерявшим свои
наделы оставалось идти, куда глаза глядят – а глаза всей Греции издавна
смотрели на море. Море плескалось у подножия холмов и билось о борта рыбачьих
лодок, а за морем лежали пустынные, ещё не освоенные берега, где каждый мог
найти свое поле. Вслед за финикийцами греки ещё раз открыли великий секрет
спасения от голода: когда наступал голод, бедняки садились на корабли и плыли в
дальние страны – основывать переселенческие колонии и поднимать целину в Италии
или в Крыму. В VII веке берега Средиземного и Черного морей оказались усеянными
поселками греческих колонистов; со временем эти поселки превратились в города;
сицилийские Сиракузы, крымский Херсонес, Мессалия в устье Роны могли сравниться
с крупнейшими городами Греции.
Государственный аппарат
В X—XI вв. система
государственного управления существенно усложнилась.
Сложилась громоздкая
иерархия должностей. Количество ведомств возросло до шестидесяти. Финансовое
управление было сосре ...
Рост городов в разных областях Западной Европы
Раньше всего — в IX
в. — города как центры ремесла и торговли появились в Италии (Венеция, Генуя,
Пиза, Флоренция, Бари, Неаполь, Амальфи); в X в. — на юге Франции (Марсель,
Арль, ...
Столетняя революция
"Все течет, все меняется, – говорил великий
философ Гераклит. – В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Подобно
тому, как река течет под влиянием силы тяжести, историей движе ...