Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми
очагами цивилизации, местом где началась история человечества. В то время как
остальной мир еще жил тихой жизнью Золотого Века, здесь уже шумели многолюдные
города, и цари восходили на зиккураты, чтобы встать рядом с богами. На востоке
и на западе, между тем, продолжалось медленное расселение земледельцев, и
крестьяне с мотыгами шли к дальним холмам, чтобы вспахать новое поле. В VI тысячелетии
земледельцы пришли на Балканы; это был гористый полуостров, далеко выдающийся в
море. Маленькие речные долины выходили к изрезанному бухтами побережью, а в
море виднелись разбросанные то здесь, то там зеленые острова. Эта страна
побережий и скал называлась Элладой, Грецией, а её население – эллинами. Гряда
островов соединяла Азию и Европу: когда появились многовёсельные лодки, острова
стали дорогой для переселенцев из цивилизованных стран и на крупнейшем из них,
Крите, тоже выросли города, дворцы и храмы. Одним из таких дворцов-храмов был
знаменитый Лабиринт, дворец могущественного царя Миноса. По преданию, Минос
требовал, чтобы жители полуострова приносили ему ежегодную дань: семь юношей и
семь девушек, которых пожирало жившее в Лабиринте чудовище Минотавр. Минотавр
имел туловище человека и голову быка – на Крите действительно поклонялись быку,
и, вероятно, царь-жрец приносил жертвы, одев маску с головой быка. Среди семи
предназначенных в жертву юношей оказался красавец Тесей, в которого влюбилась
дочь Миноса Ариадна; она дала своему возлюбленному меч, чтобы убить чудовище, и
клубок ниток, чтобы не потерять дорогу среди запутанных коридоров Лабиринта.
В середине II тысячелетия дворцы, города и храмы Крита были разрушены
нахлынувшей на балканский мир Волной из Великой Степи. Завоеватели-ахейцы
обратили в рабов уцелевших туземцев и обосновались на юге полуострова, в
Микенах. Подобно хеттской Хаттусе Микены были городом-лагерем, откуда ежегодно
уходили в походы сотни колесниц. Руками тысяч пригнанных из походов пленных
были возведены могучие стены микенской крепости и похожие на средневековые
замки дворцы ахейских царей. У покорённых критян ахейцы заимствовали царскую
власть, храмовое хозяйство и письменность. Когда полуостров был полностью
покорен, завоеватели пересели с колесниц на корабли и стали совершать набеги на
берега Средиземноморья. По преданию, первый большой корабль с парусом и 50
веслами построил мастер Арг, и он назывался "Арго". 50
героев-"аргонавтов" во главе с Ясоном отправились на этом корабле к
берегам теперешней Грузии за "Золотым руном" – золотой шкурой
волшебного барана. Им пришлось преодолеть бури и узкие проливы среди скал,
которые сходились и расступались на пути мореплавателей – это была первая
морская эпопея, первый дошедший до нас рассказ о приключениях древних
мореплавателей. Одним из аргонавтов был Геракл – знаменитый герой, кумир
ахейских воинов, прославившийся своими двенадцатью подвигами. Это было время,
когда легенды воспевали богатырей, воинов, охотников и искателей приключений.
Геракл сражался во главе войска, в одиночку убил могучего льва и страшного
вепря, поймал волшебную лань, взял в плен царицу амазонок, победил кентавров,
укротил критского быка и убил змею-гидру. Змея и бык – это были боги-тотемы
племен, с которыми сражались ахейцы, кентавры – первые всадники, дружины
которых время от времени прорывались из Великой Степи, а амазонки – дочери
кентавров, ходившие в набеги вместе со своими отцами.
По легенде, Геракл был сыном Зевса, бога-громовержца, разъезжавшего по небу в
огненной колеснице.
Боги ахейцев были близки миру людей: это были родоначальники знатных родов,
герои давних битв, со временем переселившиеся в обитель богов на священной горе
Олимпе. Здесь они жили так же, как когда-то на земле – пировали, сражались, любили,
рожали детей.
Один из братьев Зевса, Посейдон, был владыкой морей, другой, Аид – хозяином
подземного царства. Сын Зевса Аполлон был богом света и покровителем искусств;
его дочь Артемида – богиней охоты. Гермес заведовал торговлей, Гефест был покровителем
кузнецов; Олимп населяло множество богов и богинь, и некоторые из них имели
восточные черты. Прекрасная богиня любви Афродита, по легенде, родилась из
морской пены у берегов острова Кипр и очень напоминала финикийскую Астарту; так
же, как Астарта, она любила юного бога растительности Адониса (Таммуза),
умиравшего зимой и воскресавшего весной.
По преданию, Афродита была женой бога войны Ареса: в те времена красота была
добычей и наградой на поле боя. Великий поэт Гомер оставил поэму о войне,
вспыхнувшей из-за прекрасной Елены, жены одного из ахейских вождей, похищенной
сыном троянского царя, Парисом. Царь Микен Агамемнон, собрав сотни кораблей и
десятки тысяч воинов, десять лет осаждал Трою, большой город на побережье Малой
Азии.
Тысячи стихов "Илиады" посвящены описанию бесчисленных кровавых битв
и воинских подвигов. В конце концов, ахейцы овладели городом, перебили мужчин и
поделили между собой пленных женщин. Троя была разграблена и сожжена – так же,
как и многие другие города, ставшие добычей завоевателей. Судьба была
неблагосклонна и к победителям – на обратном пути их флот попал в бурю, и
немногие уцелевшие корабли унесло к неведомым берегам. Один из ахейских вождей,
Одиссей, десять лет странствовал по морям прежде, чем добрался до родины; он побывал
на острове людоедов, в опасном проливе между скалами Сциллой и Харибдой, был в
плену у одноглазых великанов-циклопов и претерпел много сказочных приключений –
обо всем этом рассказывает Гомер в "Одиссее". "Илиада" и
"Одиссея" оставили для нас картину далекого мира II тысячелетия до
нашей эры – мира, в котором зло соседствовало с добром, богатство – с нищетой и
любовь – с ненавистью, но зла и ненависти было больше, чем любви и добра. В те
времена было принято выкалывать глаза рабам, игравшим на лире для ублажения
своих господ, – и Гомер был тоже слепым. Слепые музыканты сочиняли песни,
прославлявшие благородных героев; со временем полузабытые песни превращались в
легенды, и покрытая дымкой времени история приобретала фантастические
очертания: "Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих.
Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Зевс дал им
громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и
неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными
орудиями работали они. Не знали еще в те времена тёмного железа. Своими
собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века".
Роль северофранцузских городов в формировании внутреннего рынка
Активная роль
северофранцузских городов в формировании внутреннего рынка обусловила и их
заинтересованность в политическом объединении страны. В XII—XIII вв. города Северной
Франции неизменно ...
Социальные конфликты в городах Германии
В XIV—XV вв. в
городах стали учащаться социальные конфликты, развернулась ожесточенная борьба
между патрицианской аристократией и цехами. Во многих городах результатом этой
борьбы был захват ...
Материалистическое понимание феодализма
Открытое в середине
XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории создало
основу для подлинно научного, глубокого понимания феодализма. Основоположники
марксизма впервые выд ...