Вендидад, гл. III Родиной земледелия и цивилизации
был Ближний Восток – две великие речные долины и окружающие их предгорья. Это
был дом Нового Человечества, и отсюда оно расселялось на запад и на восток:
почувствовав нехватку земли, крестьяне взваливали на плечи мотыги и шли
осваивать целину – шли туда, где за дальними холмами на горизонте еще лежала
девственная равнина. К востоку от обетованной долины Двуречья лежало Иранское
нагорье: большая пустыня, окруженная кольцом степей и оазисов, за которыми
возвышались покрытые снегом горы. В III тысячелетии в оазисах было уже много
деревень и городов с храмами, похожими на храмы Двуречья. Когда во II
тысячелетии на Ближний Восток обрушилась Волна из Великой Степи, эти города и
деревни обратились в руины; ворвавшиеся на плоскогорье арии истребили местное население
и дали завоеванной стране своё имя – Иран.
Первое время после завоевания арии жили своей обычной пастушеской жизнью, пасли
стада среди заросших лебедой развалин и поклонялись своим племенным
богам-дэвам. Но затем население возросло, и – как когда-то в Великой Степи –
арийские роды сошлись друг с другом в извечной войне за пастбища.
В разгар этих всеобщих войн среди враждующих племен появился пророк Заратуштра
– бедный жрец, имя которого означало "верблюжий погонщик". Заратуштра
призывал соплеменников оставить войну и перейти к мирному землепашеству,
сменить меч на плуг и кормиться от земли – ведь пшеничные поля могли прокормить
тысячи людей, и ни к чему было проливать кровь в борьбе за пастбища. Заратуштра
говорил от лица Ахурамазды, светлого и доброго бога, создавшего мир и людей,
бога Справедливости и Правды. Воплощением Ахурамазды был горящий на алтаре
огонь; жрецы-маги поддерживали этот вечный огонь и возливали в него священную
хаому -напиток богов, приводивший в экстаз и богов и смертных. Всех племенных
богов-дэвов, подстрекавших людей к войнам, Заратуштра объявил демонами зла,
чертями; их предводителем был дьявол Ахриман – извечный враг Ахурамазды,
стремившийся подчинить себе людей. Дьявол был богом тьмы и смерти, хозяином
мертвых тел, поэтому трупы умерших считались нечистыми, и, чтобы не осквернять
ими землю, их выставляли на помосте на съедение стервятникам. Такие кладбища с
разбросанными костями и поедающими трупы грифами действительно напоминали ад –
жилище дьявола, где было суждено мучиться грешникам. Проповедь Заратуштры о
дьяволе, аде и рае, страшном суде и грядущем пришествии Господа была услышана
многими народами; много веков спустя в нее уверовали христиане и мусульмане;
мир людей наполнился незримыми духами и кознями Князя Тьмы, единственным
средством против которых была молитва, обращенная к Господу.
Нужда и проповеди Заратуштры побудили часть ариев перейти к земледельческому
труду, в оазисах снова появились деревни из глинобитных домов, и поля снова
заколосились пшеницей. Преумножившиеся арийские племена разделились на два
родственных народа, мидян и персов; тех ариев, которые остались кочевать в
степи, называли курдами. Мидяне, жившие по соседству с Ассирией, завели у себя
царей и чиновников-писцов. В VII веке на Ближний Восток обрушилась новая Волна;
вторгшиеся в Иран скифы вовлекли местные племена во всеобщее движение на запад.
Персы и мидяне научились у скифов стрелять на скаку из лука; сами же скифы,
пришедшие в Иран без женщин – как ходят в набег – вскоре растворились среди
своих арийских собратьев.
Порожденная скифами Волна, между тем, продолжала движение на запад; в 612 году
погибла в пламени гордая столица Ассирии, Ниневия; конные орды устремились к
Средиземному морю, к теплым долинам Малой Азии. В то время как конница подминала
под себя всё новые страны, мидийские цари продолжали перенимать обычаи
поверженной великой Империи. Это был сложный процесс СОЦИАЛЬНОГО СИНТЕЗА, когда
варвары усваивали местные традиции и устраивались в завоеванной ими стране.
Завоеватели не меняли местных обычаев: «царские люди» по-прежнему обрабатывали
свои поля, а чиновники-писцы собирали налоги, принося их новым господам.
Мидийские цари заменили царей Ассирии и стали обращаться со своими родовичами
так, как обращаются самодержавные цари со своими слугами. Это вызвало
недовольство родовой знати, еще хранившей предания о степной демократии – о
времени, когда народ выбирал царей, поднимая их на белой кошме. В 558 году
знать восстала в защиту старых обычаев, свергла мидийского царя Астиага и
вручила престол вождю персов Киру.
Царь Кир Великий сумел совместить обычаи победителей и побежденных; он положил
начало великой Персидской Империи. Вожди знатных родов стали сановниками
Империи и наместниками провинций, сатрапами; они владели обширными поместьями и
собственными дружинами. Рядовые персы превратились в военное сословие; они жили
военными общинами, земли которых обрабатывали рабы и арендаторы – сами же персы
проводили время в походах. "Главная доблесть персов – мужество, – писал
Геродот. – Детей с пяти до 20-летнего возраста они обучают только трем вещам:
верховой езде, стрельбе из лука и правдивости". Непобедимая конница персов
покорила весь Ближний Восток: в 539 году пал великий Вавилон, в 525 году был
завоеван Египет. Персидский царь Дарий (522-486) провозгласил себя "царем
царей", и "царем всей земли" – действительно, власть персов
распространялась на весь цивилизованный мир; лишь далеко на западе оставались
непокоренными некоторые греческие племена.
Так же, как ассирийцы, персы приводили из походов десятки тысяч пленных и
селили их в центральных областях своей державы. Толпы пленных возводили
великолепные дворцы Персеполя, новой столицы мира; этот город-дворец был
сооружен на огромной искусственной террасе и возвышался над равниной, находясь
как бы между землей и небом. В город вела широкая парадная лестница, украшенная
цветными рельефами с изображением 33 народов, несущих дань царю царей; по обеим
сторонам лестницы стояли гвардейцы с копьями. Через огромные Всемирные Ворота
дорога вела к "ападане" – самому большому дворцу в мире; в его зале
могло поместиться десять тысяч человек, а потолок поддерживал целый лес
высоких, теряющихся в полумраке колонн.
Белый город между землей и небом был символом Всемирной Империи, здесь
хранились сказочные сокровища царей, отсюда расходились мощёные камнем дороги в
провинции. Через каждые 20 километров на дороге стояла гостиница и почтовая
станция, где гонцы меняли своих лошадей. Прибыв на место, гонец вручал
написанное на коже послание царским писцам – потомкам ассирийских и вавилонских
писцов, которые по-прежнему управляли государством. Писцы собирали с крестьян
налог в десятину урожая и отправляли в столицу мешки с золотыми монетами –
"дариками". На монетах, впервые появившихся в те времена, был
изображен царь Дарий – эти золотые кружочки были ещё одним символом Всемирной
Империи; символом богатства и мощи великих царей. Двести лет персы правили
миром и каждый Новый Год царь восходил на вершину огромной ступенчатой пирамиды
и приносил жертву огню – символу Света и Правды. "Говорит Дарий-царь:
"Для правдивого я друг, для несправедливого – враг. Мое желание –
справедливость". Однако через два века наступило время перемен, из глубин
западных гор явился новый народ, владеющий новым оружием. Этим новым народом
были никому не известные варвары-македоняне, а новым оружием – знаменитая
македонская фаланга. Однако прежде, чем перейти к рассказу о подвигах
Александра Македонского, нам нужно познакомиться с историей греков – того
самого западного народа, который сумел остановить персидскую конницу.
Люди и море
На вавилонской карте мира были изображены две реки,
текущие на юг и впадающие в Нижнее Море. На западе простиралась пустыня, а за
ней – другое, Верхнее Море, вдоль которого тянулись высокие го ...
Иконоборческое движение
Военные успехи
укрепили положение фемной знати, которая стала требовать передачи управления
государством военно-служилому сословию, проведения частичной секуляризации
монастырских земель и раздачи ...
Предпосылки крестовых походов, и их характер
Крестовые походы
представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах
Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организаторо ...