Борьба городов с феодальными сеньорами привела в подавляющем большинстве случаев к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в городах к этому времени существовала уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с феодальными сеньорами велась силами всех горожан, пользовалась ее результатами обычно верхушка городского населения — домовладельцы, землевладельцы, в том числе и феодального типа, ростовщики, богатые купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.
Этот верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу — наследственную городскую аристократию (патрициат), которая с трудом допускала в свою среду новых членов. Городской совет, глава города, а также городская судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) выбирались только из числа лицг принадлежавших к патрициату. Вся городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, находились в руках городской верхушки, использовались в ее интересах и в ущерб интересам широких масс торгово-ремесленного населения города.
Но по мере того, как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, мелкие торговцы, городские бедняки вступали в борьбу с городским патрициатом за власть в городе. В XIII—XV вв. эта борьба развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый характер, вплоть до вооруженных восстании. В одних городах, где большое развитие получило ремесленное производство, победили цехи (например, в Кёльне, Аугсбурге, во Флоренции). В других, где ведущую роль играли торговля широкого масштаба и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (так было, например, в Гамбурге, Любеке, Ростоке и других городах Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи, управление городом не становилось подлинно демократическим, так как зажиточная верхушка наиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливала новое олигархическое управление, действовавшее в интересах наиболее богатых горожан.
Библейские сказания
Печальна судьба изгнанников – жить в чужой стране
под властью чужих царей, терпеть гонения за своего бога и свою веру. Только
вера могла поддержать евреев в час испытаний, вера и терпение &nda ...
Столетняя революция
"Все течет, все меняется, – говорил великий
философ Гераклит. – В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Подобно
тому, как река течет под влиянием силы тяжести, историей движе ...
Сельские коммуны
Ослабление власти
феодалов в условиях быстрого роста политического и экономического влияния
городов привело в XI—XII вв. к оживлению сельских общин.
Община сохранялась в
Италии с лангобардски ...