Каким был мир после катастрофы? Пустынные заросшие
лебедой поля, высохшие каналы с белеющими на дне костями, трупы на дорогах и в
развалинах домов, черные пепелища городов и деревень, храмы с проломленными
стенами, низвергнутые статуи богов, запустение и разруха… Изредка на равнине
встречались сложенные из каменных глыб башни – жилища тех, кто остался в живых.
В новом мире можно было жить только в башнях и уцелевшие крестьяне,
объединившись, строили себе маленькую крепость, в которой пережидали набеги.
Каждый год то с одной, то с другой стороны налетали отряды колесниц, широким фронтом
пересекавшие равнину. Воины жгли поля и требовали дань – незаплатившие обрекали
себя на осаду и голод. Голод и мор свирепствовали повсюду; разлагавшиеся трупы
вызывали болезни; чума опустошала деревни и города-лагеря.
Завоеватели жили в городах-лагерях, в Хаттусе, Аварисе, в Хане на среднем
Евфрате. Рядовой воин имел десяток-другой рабов, которые обрабатывали для него
поля в городской округе. Завоеватели-скотоводы называли этих рабов
"головами" и почитали за скот; в Китае их называли народ-скотина,
"чуминь", в Спарте – "илоты", в Риме – "клиенты".
"Головы" часто использовались как монета; ими возвращали долги и
платили штрафы. Каждый воин имел несколько рабынь-наложниц, причём закон
разрешал сожительствовать одновременно с рабыней и её дочерью, начиная с 10-12
лет. За пределами городской округи в каменных башнях жили зависимые крестьяне,
они платили тяжелую дань и у хеттов назывались "царскими рабами"; в
Спарте это были "пэриеки", а в Риме – "плебеи". Арийский
порядок был везде одинаков, несмотря на расстояния и века. Лишь благородные
завоеватели и их потомки имели право называться "свободными" и
участвовать в народном собрании, избиравшем царя.
Цари были первыми среди равных, они правили вместе с собранием
"свободных" и возглавляли их на войне. Благородные воины владели
виллами и наложницами – но предпочитали радостям мирной жизни войну; война была
их образом жизни, единственным занятием для "настоящих мужчин". Это
была война-охота, нечто вроде спорта – ведь противники были беспомощны перед боевыми
колесницами. "Свободные" сражались на колесницах по трое: один
управлял конями, другой колол копьем, третий стрелял из лука. Каждую весну
тысячи колесниц выходили из городов-лагерей – это выглядело, как праздник,
воины украшали свои шлемы пышными султанами и пели боевые гимны. Лавина
двигалась туда, где еще можно было грабить и жечь – на упорно встающие из пепла
города Сирии или на уцелевший в северном Двуречье торговый город Ашшур. Кое-где
на окраинах ещё сохранялись последние крепости цивилизации – и одной из этих
крепостей были Фивы, небольшой городок на юге Египта.
Эпоха французского Ренессанса
За три десятилетия между смертью Людовика ХI (1483) и восхождением на престол Франциска I (1515) Франция рассталась с эпохой Средневековья. Подданные Карла VII (1483-1498) и Людовика ХII (1498-1515) в ...
Разложение цехового строя и зарождение капиталистических отношений в городах
В XIV в. в наиболее
крупных и развитых городах-республиках Северной и Средней Италии начали
зарождаться капиталистические отношения. Раннее по сравнению с другими странами
появление капиталистическ ...
Изменения в мире в 20 веке
Единство мира. Развитие капитализма. Этапы мировой истории. Организация Объединенных Наций ООН. Шанхайская организация сотрудничества. Понятие цивилизация.
Единство мира. Развитие капитализма привело ...