Христианская церковь и еретические движения

В идеологической и социально-политической жизни византийского общества большую роль играла христианская церковь, в IV в. ставшая союзницей и опорой государства.

И в сфере церковной организации, и в области церковной догматики уже в этот период намечаются различия между западной и восточной церквами. Восточная церковь постоянно соперничает с западной в борьбе за главенство во всем христианском мире.

Обзор на моторюкзак acerbis h20 drink рюкзак pro-ekip.ru.

Константинопольский патриарх старается ни в чем не уступать римскому папе. Однако отличительной чертой организации восточной церкви была исторически сложившаяся большая зависимость церкви в Византии от императорской власти.

Уже в ранней Византии в основном складывается сложная и разветвленная церковная иерархия. Церкви принадлежали многочисленные земельные владения, обрабатываемые рабами, колонами, мелкими арендаторами, а в городах — эргастерии и лавки. Церковь получала ряд привилегий: духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением поземельного налога); епископы и другие высшие духовные сановники имели право суда над всеми клириками.

Основные догматические положения господствующей христианской церкви создавались в ожесточенной богословской и социально-политической борьбе. Много споров и возражений вызвал главнейший догмат христианского «символа веры» о «троичности бога». Противоречивые истолкования этого догмата породили еретические учения. За этими богословскими разногласиями в ересях всегда скрывались общественные силы, выступавшие против господствующей церкви и государства. В этот период широкое распространение в Восточной империи получило арианство, отрицавшее божественную природу Христа.

Арианское духовенство первоначально вело простой образ жизни, чуждалось стяжательства и накопления богатств, резко критиковало господствующую церковь, чем привлекло симпатии широких народных масс и вызвало жестокие гонения со стороны церкви. Позднее арианство аристократизировалось и утратило свою связь с народом. В 30—40-х годах V в. в Сирии возникло новое еретическое учение — несторианство, названное по имени главы движения Нестория. Несториане также критиковали догмат о троичности бога и видели в Христе только человека, на которого временно снизошел божественный разум. Основное ядро несториан составляло духовенство и купечество восточных провинций Месопотамии, Сирии, отчасти Египта, настроенных сепаратистски по отношению к центральному правительству и ортодоксальной церкви. Но оппозиционность несторианства породила к нему симпатии народных масс. В 431 г. на вселенском соборе в Эфесе (Малая Азия) несторианство также было объявлено ересью и подвергнуто суровым гонениям.

Большое распространение в ранней Византии получило монофизитство. В отличие от ариан и несториан монофизиты считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ, что привлекло к ним сочувствие народных масс. Для купцов, крупных землевладельцев, высшего духовенства Египта, Палестины и Сирии оно также было знаменем сепаратизма. В 451 г. на Халкидонском церковном соборе монофизиты были осуждены как еретики.

Смотрите также

Иракская война США. Центральная Азия и Кавказ в 90-х годах
Иракская война США. Всю антииракскую кампанию Президент США Дж. Буш построил на утверждении, что С. Хусейн располагал оружием массового уничтожения. Он предпочел проигнорировать противоречивые свидете ...

Экономическое развитие английской деревни в XV в.
Перестройка экономики английской деревни после восстания Уота Тайлера не привела к ликвидации феодальных отношений. В Англии сохранялась монополия феодальной земельной собственности, основная масса ...

Предпосылки складывания английской нации
В Англии XIII—XV вв. продолжается процесс развития английской народности, послужившей основой формирования будущей английской нации. В этот период определяется в основном языковая и территори ...