Теперь эта страна выглядит бесплодной и необитаемой
пустыней. Плоская глиняная равнина уходит в дрожащее марево горизонта и
смыкается там с голубым безоблачным небом. Кое-где возвышаются глиняные холмы с
покатыми склонами; их много на этой равнине, и пастухи-арабы называют их
«холмами потопа».
Эти холмы – это заплывшие глиной развалины древних, существовавших до «потопа»
городов.
Когда-то на улицах этих городов шумела толпа, сновал рабочий люд, кричали
торговцы. К речной пристани причаливали большие парусные ладьи, связанные из
длинных, загибающихся к носу и к корме стволов просмоленного тростника. Эти
корабли привозили товары из дальних стран, с берегов Персидского залива и из
Индии. У пристани располагался рынок, где торговали рыбой, тканями, зерном,
рабами. По рынку разгуливали обнаженные проститутки: для многих женщин это был
единственный способ заработать кусок хлеба. Дальше от рынка улицы становились
более тихими; они тянулись между глухими стенами домов, лишь кое-где
прорезанных калитками. Калитка обычно вела в прихожую, а из нее – во внутренний
дворик, где у богачей располагался бассейн. На двор выходили жилые комнаты с
деревянной галереей по второму этажу; мебель была только в богатых домах,
простые горожане сидели и спали на циновках. Обычной одеждой горожан были
льняные юбки, короткие у мужчин и более длинные у женщин; впрочем, бедняки
зачастую вообще не имели одежды и ходили нагими. Головы обычно брили; жрецы и
знать носили роскошные парики, служившие одновременно головным убором и
украшением.
В центре города возвышался храмовый комплекс с зиккуратом – огромной
ступенчатой пирамидой с ведущими на вершину лестницами. В святилище на вершине
зиккурата обитала богиня города, и каждый год в праздник Нового года верховный
жрец, энси, поднимался в святилище, чтобы вступить с ней в священный брак.
Великой Матерью крупнейшего города Двуречья, Урука, была Иштар, богиня любви и
плодородия. По легенде, Иштар любила юного бога весны Таммуза, умиравшего
осенью и воскресавшего весной – после того, как Иштар спускалась в ад и спасала
своего возлюбленного. Шумеры верили в ад и рай и так же, как все люди, искали
вечной жизни. Легенды рассказывают, как энси Урука, Гильгамеш, сошел в
подземное царство, чтобы узнать от умершего друга о том, что же происходит
после смерти. Друг не сумел его обнадежить, и лишь нимфа Сидури подсказала, как
нужно жить: "Гильгамеш, куда ты стремишься? Жизни, которую ты ищешь, ты не
найдешь. Ты же, Гильгамеш, лучше наполняй свой желудок, веселись день и ночь,
ежедневно устраивай празднества, пляши и ликуй. Пусть твои платья будут чисты,
голова вымыта водой. Смотри на младенца, которого ты держишь в руках и пусть
жена твоя радуется в твоих объятиях".
По этому рецепту жили многие – те, кто мог позволить себе одеваться и пировать.
Буржуазные кварталы Урука дышали благополучием; здесь были сады, пиршественные
залы и школы, где учились дети. Буржуазное общество создало искусство, науки и
письменность. Писцы тростниковой палочкой наносили рисунки на глиняные
таблички: колос означал "ячмень", нога – "ходить",
тростник, по-шумерски "ги", означал "возвращать" (тоже –
"ги"). Вскоре рисунки превратились в иероглифы и возникла настоящая
письменность. Это было великое открытие, позднее позаимствованное другими
народами. Затем появились частные школы ("э-дуба"), где детей из
богатых семей учили грамоте и арифметике – науке, незаменимой при исчислении
долгов или измерении полей. Буржуазия шумерских городов владела обширными
землями, занималась ростовщичеством и торговлей. Самые богатые и знатные
составляли совет старейшин, который вместе с народом выбирал верховного жреца,
энси. Знать владела доходными храмовыми должностями и фактически управляла
общиной: народное собрание лишь отвечало криками "хэам" ("да
будет") или "наам" ("да не будет") на поставленные ему
вопросы. Деньги правили всем; за деньги можно было откупиться от убийства и
купить раба: в годы голода бедняки продавали в богатые дома своих детей.
В народное собрание допускались лишь те, кто владел собственностью – в основном
это были крестьяне, имевшие землю в окрестностях города. Однако разделы
участков между сыновьями приводили к измельчению наделов и разорению крестьян –
так было во всех странах Азии. Золотой Век подошёл к концу, и отовсюду
приходили свидетельства перемен. "В древности… усилий не прилагали, а для
жизни хватало, – писал великий китайский философ Хань Фэй-цзы, – народ был
малочисленный, а запасов было в избытке… Ныне же иметь пять детей не считается
слишком много, поэтому-то народ такой многочисленный и испытывает недостаток в
припасах, трудится изо всех сил, а пропитания на всех не хватает. Поэтому в
народе идет борьба…" Численность населения настолько возросла, что община
уперлась в стенки своей экологической ниши, демографическое давление всё
возрастало, и началось СЖАТИЕ. Сжатие означало возвращение голода и войн.
Настало время Всеобщей Борьбы за кусок хлеба; ремесленники изо всех сил
боролись с конкурентами, крестьяне отчаянно боролись на своих крохотных наделах
за урожай. В конце концов, многие из них становились жертвами ростовщиков;
разорившиеся бедняки шли в город, нанимались поденными рабочими, просили
милостыню на площадях. Тем, кому не подавали милостыню, оставались умирать или
грабить; они собирались в шайки и творили разбой на дорогах. Сжатие нарастало,
и вместе с ним менялся облик городов: все выше становились заборы, все глуше
стены, жилища превращались в крепости, а города окружались рвами и валами. Люди
стали носить оружие и перестали – как раньше – подавать руку первому
встречному.
Озлобление и ненависть наполнили мир людей – наступило время грехопадения.
Деревня во Франции во второй половине XV в.
Война нанесла
тяжелый урон экономике Франции. Особенно пострадали северо-восточные провинции,
лишь через 20—30 лет снова достигшие уровня, на котором находились до начала войны,
в 30-х годах ...
Вторжение славян
До середины VI в.
варвары, проникая через Дунайскую границу, либо уходили дальше на запад, либо
возвращались с добычей за Дунай. Положение изменилось с середины VI в., когда
решающей силой в этих в ...
Победа Иисуса
Как было предсказано в Библии, Христос пришел в
мир, чтобы пострадать за грехи людей – и исполнил свое назначение. В суете дней
многие не заметили того, что свершилось, и миллионы людей продол ...