Чудо произошло где-то в степях и предгорьях
Передней Азии, в Палестине или в Северной Месопотамии.
Эти места не отличались богатым животным миром, и здесь не было хорошей добычи
для копий – но зато в здешних степях росла дикая пшеница. Местные жители
кормились собирательством: женщины срывали колоски пшеницы и растирали их на
каменных зернотерках. Постепенно они заметили, что оброненные около жилищ зерна
весной дают всходы, и стали бросать их специально, на взрыхленную мотыгой
почву. На холмах Палестины заколосились первые пшеничные поля и – о, счастье! –
оказалось, что небольшое поле может прокормить весь род. Ведь для охоты
требуются обширные пространства: двадцать квадратных километров для пропитания
одного охотника. Если же засеять эту землю зерном, то можно прокормить сотни,
тысячи людей. Это было великое Фундаментальное Открытие, экологическая ниша
расширилась в сотни, в тысячи раз! На первых земледельцев снизошло неслыханное
изобилие, начался Золотой Век человеческой истории.
Как странно выглядел этот мир в глазах пропахшего потом и кровью охотника. Ушла
в прошлое эпоха отчаянной борьбы за существование, эпоха голода и яростных
схваток – каменный топор против копья с обожжённым концом. "Причина в том,
какой год,– писал древний китайский философ. – Если год урожайный, то люди
становятся гуманными и добрыми…" В те времена все годы были урожайными:
земли было достаточно и девственные равнины плодоносили как бы сами собой:
Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ
олимпийских.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная
трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела… Добра недостаток Был
им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный Сами давали собой
хлебодарные земли.
Так передавал легенду о Золотом Веке древнегреческий поэт Гесиод. "Тогда
осуществились принципы всеобщей справедливости, – говорит китайский трактат
"Лицзы", – в Поднебесной всё было общим, выдвигали мудрых и
способных, поступали честно, поддерживали согласие и мир. Вот почему старики
имели приют, взрослые находили применение, малолетних заботливо воспитывали, за
всем был присмотр – за старыми вдовцами и вдовами, сиротами, бездетными
стариками, немощными. Каждый мужчина имел свое занятие, девушки могли
своевременно выйти замуж. Продукты нельзя было бросать на месте, но и не было
необходимости прятать их у себя. Считалось зазорным не участвовать в труде, но
трудились не для себя лично. Поэтому злые намерения не осуществлялись. Не было
обмана, не было воровства и разбоя, поэтому не запирались наружные двери домов.
Все это называлось Великим Единением".
Изобилие изменило характер людей: они стали добрыми, и такой же доброй казалась
им окружающая природа: Не было на земле несправедливости, Не разбойничал
крокодил, Не кусалась змея, Во времена предвечных богов… Так говорит
древнегреческая сказка. "Тогда можно было безбоязненно дергать за хвост
тигров, наступать ногой на змей, – добавляет китайская легенда. – Приветливой
была весна, солнечным лето…" Таков был мир в Золотом Веке, в IX-V
тысячелетиях до нашей эры. Он был мал, прост и безыскусен.
Люди тогда довольствовались достатком в пище и не представляли, что такое
роскошь: она появилась гораздо позже. Знаменитый мудрец Хань Фэй писал, что в
древности жили в хижинах из неотесанных брёвен, питались низкосортным зерном,
ели и пили из грубой глиняной посуды, одежду не меняли, пока она полностью не
износится. Всего этого было вполне достаточно, чтобы люди чувствовали себя
счастливыми: ведь они были сыты, весна была приветливой и солнечным было лето.
В Золотом Веке не было ни богатых, ни бедных – все были равны друг другу, и не
было места зависти. Когда-то в древние времена загонной охоты, люди усвоили
традиции коллективизма, равенства и братства – эти традиции продолжались и в
Золотом Веке. Коллективную охоту сменила коллективная работа в поле, которое
так и называлось: Общее Поле, по-китайски, "гунь-тянь". Как и раньше,
пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли. "У них
заведено возделывать поля всей родней, – писал римский географ об индийцах, – а
после уборки урожая каждый получает достаточное количество продуктов питания на
год." Со временем деревни разрастались, и начинала ощущаться нехватка
земли – тогда производились "выселки": собирали молодежь и переселяли
ее на свободные земли охотничьих племен. Каждое новое поколение снималось с
родительских очагов и шло дальше, к новым землям. Шло со стадами скота,
вьючными животными и воинами во главе колонны. Это было Великое Расселение
Земледельцев, Великий Исход Нового Человечества. Охотников-"индейцев"
уничтожали, или прогоняли, или принимали к себе – все равно; они почти не
существовали для нового человечества. Они могли жить в своих горах и джунглях
до тех пор, пока горы и джунгли не понадобятся Новому Человеку. Они могли
перенять земледельческие навыки, стать Новыми Людьми и принять участие в Великом
Исходе, в рождении новых народов и цивилизаций.
К шестому тысячелетию до нашей эры земледельцы достигли долин Дуная, Инда и
Ганга, им открылись обширные пространства Индии и Европы. На морских побережьях
с земледелием познакомились племена рыболовов; вместе с рыбачьими лодками
драгоценные зерна стали путешествовать вдоль морских берегов, приобщая к
великому открытию всё новые и новые народы. Древнейшими мореплавателями Запада
были финикийцы, оставившие свои следы на всех побережьях Европы – вплоть до далекой
Британии; они поклонялись солнцу и учили местное население строить святилища из
огромных камней – мегалитов. Хозяевами восточных морей были предки современных
индонезийцев, аустронезийцы – загадочный, неизвестно откуда пришедший народ,
тоже возводивший мегалиты и расселившийся по азиатскому побережью вплоть до
Китая и Японии. Китайская легенда говорит, что первыми на берег сошли Фу-си и
Нюй-ва, дети бога земледелия Шень-нуна; это были люди моря с человеческими
головами и телами морских змей-драконов. Аустронезийцы поклонялись змее-дракону
и украшали головами дракона свои большие каноэ. У всех земледельческих народов
Востока змея-дракон считалась символом дождя и урожая: змеи выползали на поле
перед дождем, и, чтобы вызвать дождь, люди приносили им жертвы. В жертву
крокодилу-дракону часто предназначалась самая красивая девушка племени, жрецы
привязывали ее на берегу реки и ждали, когда крокодил придет за своей
"невестой". Змеи были слугами богини плодородия, Великой Матери,
прародительницы рода. Возделывание земли было делом женщин, которые кормили
семью и которым принадлежало решающее слово во всех делах. Эпоха господства
мужчин ушла в прошлое вместе с войнами и голодом; женщины возглавляли род и
счет родства вёлся по женской линии – от Великой Матери-прародительницы. В
Золотом Веке мужчины уже не умыкали невест – наоборот, невеста выбирала жениха
и приводила его к своему очагу. Это была удивительная эпоха мира, любви и
доброты, она осталась в памяти людей, как легенда об утраченном рае, о далекой
счастливой жизни.
Когда-то давным-давно, Не было ни змей, ни скорпионов, Не было ни страха, ни
ужаса, Человек не имел врагов…
Эволюция аграрных отношений
Подъем городского
ремесла оказал большое влияние на развитие аграрных отношений. С появлением
городов в товарно-денежные связи стало втягиваться крестьянское хозяйство и
хозяйство феодалов. Устанав ...
Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества
Процесс феодализации
происходил не только в среде самих франков, но еще быстрее в среде
галло-римлян, составлявших большинство населения Франкского государства.
Варварские завоевания разрушили осно ...
Парижское восстание 1356-1358 гг.
Поражение при Пуатье
вызвало озлобление народа против дворян и короля, не сумевших организовать
защиту страны от врага. Поэтому, когда сын пленного короля, дофип (так
назывался во Франции наследник ...