Важное теоретическое значение имеет для рассматриваемой проблемы работа С. Д. Сказкина (1890—1973) «Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века» (1968). В острой полемике с буржуазной медиевистикой С. Д. Сказкин отстоял тезис о господстве общинного строя у германских народов до их столкновения с Римской империей и о живучести общины-марки как последней формы общинной организации во многих странах Западной Европы в период генезиса феодализма и даже при развитом феодализме. Главным фактором феодализации С. Д. Сказкин также считает утрату свободными общинниками их собственности на землю, видя в политике государства, насилиях феодалов и установлении личных связей лишь вспомогательные средства, ускорявшие этот процесс. Заслугой С. Д. Сказкина является также и то, что он четко разграничил два пути генезиса феодализма в Европе: путь синтезный, при котором феодализм складывался в процессе взаимодействия разлагающихся рабовладельческих позднеримских отношений и первобытнообщинных германских, и путь непосредственного перехода от первобытнообщинной формации к феодальной, характерный для тех народов, которые развивались без существенного воздействия позднеримских традиций. Эта концепция послужила отправным моментом углубленного типологического рассмотрения процесса генезиса феодализма в Западной Европе, которое характерно для современного этапа развития советской медиевистики. Ею накоплен ныне обильный фактический материал по истории этого процесса у разных народов и стран Западной Европы, а также в Византии.
Феодализм как система личных связей
Но даже эти робкие и
непоследовательные попытки расширить прежнее понимание феодализма вызывали
протест со стороны значительной части буржуазных медиевистов. В 80-е годы XIX
в. традиционная политик ...
Образование Византийской империи
Византия (Восточная
Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в
результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила
Западную по уровню ...
Процесс классообразования
Процесс классообразования,
происходивший в условиях социальной борьбы, которая в ряде случаев выливалась в
восстания народных масс, сделал необходимым образование государства. Кроме
того, взаимодей ...