Важное теоретическое значение имеет для рассматриваемой проблемы работа С. Д. Сказкина (1890—1973) «Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века» (1968). В острой полемике с буржуазной медиевистикой С. Д. Сказкин отстоял тезис о господстве общинного строя у германских народов до их столкновения с Римской империей и о живучести общины-марки как последней формы общинной организации во многих странах Западной Европы в период генезиса феодализма и даже при развитом феодализме. Главным фактором феодализации С. Д. Сказкин также считает утрату свободными общинниками их собственности на землю, видя в политике государства, насилиях феодалов и установлении личных связей лишь вспомогательные средства, ускорявшие этот процесс. Заслугой С. Д. Сказкина является также и то, что он четко разграничил два пути генезиса феодализма в Европе: путь синтезный, при котором феодализм складывался в процессе взаимодействия разлагающихся рабовладельческих позднеримских отношений и первобытнообщинных германских, и путь непосредственного перехода от первобытнообщинной формации к феодальной, характерный для тех народов, которые развивались без существенного воздействия позднеримских традиций. Эта концепция послужила отправным моментом углубленного типологического рассмотрения процесса генезиса феодализма в Западной Европе, которое характерно для современного этапа развития советской медиевистики. Ею накоплен ныне обильный фактический материал по истории этого процесса у разных народов и стран Западной Европы, а также в Византии.
Государство Византия после падения Западной Римской империи
Византия выступала
как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем
цивилизованном мире.
Идея всемирной
монархии с центром в Константинополе жила и в варварских короле ...
Процесс феодализации у англосаксов
Начало процесса
феодализации у англосаксов относится к VII в. К этому времени стало заметным
имущественное неравенство среди керлов и началось разложение общины. С VII в.
распространяется и практик ...
Переговоры крестьян с королем
Крестьяне в массе
верили в «доброго короля» и приписывали все свои беды его дурным советникам.
Вопреки приказу мэра городская беднота не позволила запереть ворота перед
восставшими. Вс ...